Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.06.2018, 00:18

Главная » Статьи » Публикации

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соколова Татьяна Юрьевна,
  кандидат педагогических наук,
  директор МОКУ ДОД
  Оричевского районного Дома  детского творчества
  п. Оричи Кировской  области
  (83354) 2-12-07, Orichi-dom-tv@yandex.ru

Проблема  окружающей среды  в настоящее время  чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания, происходит  осознание необходимости изменения   сложившейся системы нравственных ценностей общества во взаимодействии с  окружающей средой Экологическое образование и  воспитание объединяет общая цель – формирование экологической культуры детей.
  Создание системы непрерывного экологического образования  невозможно без вовлечения в этот процесс учреждений дополнительного образования детей,являющихся  сегодня практическим проявлением вариативного образования. Анализ литературы  по данной проблеме и многолетний эмпирический опыт педагога-практика позволяет  утверждать, что особого  внимания заслуживает разработка механизмов реализации процесса формирования  экологической культуры младших школьников в системе учреждений дополнительного  образования общей направленности: Домов творчества, Центров детского творчества  и т.п. Именно в этих учреждениях создана система кружков различной  направленности для детей этого возраста, когда ребенок находится в поиске  наиболее привлекательной для него творческой деятельности.
  Н. Ф. Виноградова, А.А. Плешаков,  И.В. Цветкова и др. рассматривает младший школьный возраст как самоценный этап  в формировании экологической культуры. Этот этап характеризуется особой  интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему,  интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В  этом возрасте, по мнению исследователей, завершается процесс формирования основ  нравственно-экологической позиции личности, которая прослеживается во  взаимоотношениях ребенка с окружающим миром – природной и социальной средой, с  самим собой.
  В нашем  понимании, экологическая культура младших школьников представляет собой  совокупность экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, эстетических  отношений, достигших определенного уровня, обеспечивающего формирование  позитивных принципов природопользования. Анализ научной литературы позволил нам  выделить следующие содержательные компоненты экологической культуры младших  школьников: познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный.
  При разработке  модели мы исходили из того, что формирование экологической культуры младших  школьников требует комплексного подхода к перестройке педагогического процесса  Дома творчества в связи с включением экологической составляющей на ранних  ступенях обучения. Формирование экологической культуры младших школьников основывалось на  постепенном повышении теоретической направленности занятий объединений. При  этом продолжалось наращивание практических умений и навыков экологической  грамотности учащихся. Такой подход обусловлен возрастными особенностями младших  школьников, познавательная активность которых носит на начальных этапах в  основном предметно-наглядный, действенный характер.
  В дополнительные  образовательные программы кружков были включены темы с эколого-составляющей  тематикой. Мы расширили   эколого-образовательную среду Дома творчества за счет межведомственной  взаимосвязи с другими социальными институтами: администрацией Оричевского  района, отделом экологической безопасности и природопользования района,  гослесхозом,  отделением Зеленого креста.
  Учебные  занятия объединений дополнительного образования строились на разнообразной  деятельности учащихся: творческие задания, проективная деятельность, походы,  экскурсии, опытная работа, декоративно-прикладная деятельность и т.д. Учебная  работа была реализована во всех типах дополнительных занятий: индивидуальных,  групповых, массовых.
  Модель  формирования экологической культуры
  младших  школьников в условиях дополнительного образования                                  

  Концептуальной основой занятий кружков стали  следующие принципы: принцип гуманности – воспитание по законам добра,  милосердия, любви, справедливости; принцип  единства: мы – часть природы; принцип уважения к природе ("не  навреди") – каждое живое существо имеет право на жизнь; принцип  проблемности – раскрытие экологических проблем,  охрана живой природы и здоровья человека;  принцип дифференцированного подхода – организация деятельности учащихся с  учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих предпочтений;  краеведческий принцип – люби свой край, изучай и люби природу, живи с ней в  согласии; принцип ученического проектирования – участие в организации  практической деятельности, самостоятельная работа, полное выполнение работы.
  Как показал  анализ, наиболее эффективно на формирование экологической культуры младших  школьников влияют массовые мероприятия и коллективные творческие дела:  праздники, экологические акции, ролевые игры на экологические темы, конкурсы,  викторины, экологические экспедиции, флористические, художественные и  декоративно-прикладные выставки, тематические циклы.
  Апробированная  модель эффективна и обеспечивается   построением   эколого-образовательной среды на основе межведомственной и  междисциплинарной интеграции в деятельностно-познавательном режиме; единством  познания, переживания и действия; овладением детьми навыками позитивного и  безопасного поведения в природе; стимулированием познавательной и творческой  активности детей; использованием разнообразных форм, методов и приемов  формирования экологической культуры; субъект-субъектными отношениями в системе  «ребенок-педагог».

 

Библиография.

     
  • Вербицкий, А. А. Основы концепции непрерывного  экологического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Педагогика. –  1997. –  № 6. –  С.31 – 32.
  •  
  • Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование:  очерки истории, теории и практики [Текст] / С. Н. Глазачев. – М.: Горизонт,  1997. – 56 с.
  •  
  • Глазачев, С. Н. Экологическая культура мира – приоритет  безопасности планеты [Текст] / С. Н. Глазачев // Зеленый мир. – 2003. – № 9–10.  – С. 17–20.
  •  
  • Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры у детей  и подростков [Текст] : учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М.  Клемяшова [и др.]. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.      
  •  
  • Зотов, В. В. Воспитание у младших школьников  эмоционально-ценностного отношения к природе [Текст]: автореф. дис. … канд.  пед. наук / В. В. Зотов. – М., 1998. – 20 с.
  •  
  • Плешаков, А. А. Экология для младших школьников [Текст] :  факультативный курс / А. А. Плешаков. – М., Педагогика,1995. – 218 с.
  •  
  • Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших  школьников: теория и методика внеурочной работы [Текст] / И. В. Цветкова.  – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 183 с.
  •  
  • Экология. Культура. Образование [Текст]: сборник материалов международного научного  семинара / под ред. Т. Я. Ашихминой. – Киров, 1998. –  236 с.

Категория: Публикации | Добавил: Феникс (20.02.2014)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оричевский Дом творчества © 2018
Бесплатный хостинг uCoz