Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск по сайту

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 14:43

Главная » Статьи » Публикации

Практика проведения районного экологического лагеря в Оричевском районе

Практика проведения  районного экологического лагеря
  в Оричевском районе

Панагушина Елена Аркадьевна
  методист по экологической работе
  высшей квалификационной категории
МОКУ ДОД  Оричевского районного Дома
детского творчества п. Оричи Кировской области
(83354)  2-12-07, Orichi-
dom-tv@yandex.ru

С 1996 года в Оричевском районе Кировской  области реализуется целевая комплексная программа непрерывного экологического  образования, которая охватывает дошкольные и школьные учреждения, систему  дополнительного образования. За 15 лет в районе сформирован творческий  коллектив единомышленников, активно работающих в области экологического  образования и просвещения.
  Для современного общества усвоение  детьми суммы разнообразных                                                                                                                                              знаний  по различным предметам представляется недостаточным. По нашу мнению, пришло  время смены приоритетов в образовании с усвоения готовых знаний в ходе учебных  занятий  на самостоятельную познавательную  деятельность каждого ребенка с учётом его  особенностей и возможностей.
  Наряду с учебными занятиями не менее  важная роль в формировании познавательной самостоятельности ребят отводится  внеурочной деятельности. К ней относятся школьные и районные экологические  лагеря, которые проводятся в Оричевском районе Кировской области с 1996 года  для учащихся с 5 по 10 класс, изучающих естественные науки  и занимающихся учебно - исследовательской  деятельностью.
  Экологическое воспитание в условиях летних  лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует  социализации и самореализации школьников за счет включения их в конкретно  значимую природоохранную деятельность. Работа в лагере предусматривает практико-ориентированную  деятельность учащихся по изучению экологического состояния своего родного края,  выполнению социально значимых экологических проектов, участию в природоохранной  деятельности, является хорошей мотивационной основой в профессиональной ориентации  учащихся.
  Содержание программы экологического  лагеря включает изучение природных сред и объектов с использованием  биоиндикационных и физико-химических методов анализа, наблюдений, оценки,  проектирования и прогноза результатов   исследовательской деятельности школьников. Программа  районного экологического лагеря ориентирует детей  на развитие самостоятельности, становления гражданской ответственности,  формирование экологически  ответственного  отношения к окружающей среде, своему здоровью.
  На базе районной школы - лагеря  экологического актива проводится   апробация метода экологического проекта. В проектной экологической  деятельности реализуется ряд принципов – самостоятельность, сотрудничество  детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод  проектов в условиях школы-лагеря показал свою эффективность в экологическом  образовании и воспитании, развитии творческой инициативы и самостоятельности.      
  В  основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической  педагогики и психологии: личностно-ориентированный подход; приобщение к  общечеловеческим ценностям; понимание ценности каждой личности и каждого  природного организма; развитие способности познавать себя в единстве с миром,  диалоге с ним; формирование способности и потребности общения с миром через  освоение гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
  Направления  работы школы- лагеря:

     
  • Научно-исследовательская работа: изучение дополнительной литературы,  обобщение полученных знаний, наблюдение, анализ результатов наблюдений,  систематизация, статистическая обработка результатов;
  •  
  • Экологическая и природоохранная работа: изучение антропогенного  воздействия на микрорайон лагеря, посильная природоохранная деятельность;
  •  
  • Профориентационная работа: групповые и индивидуальные  консультации; овладение первичными навыками, необходимыми для профессии;  встречи со специалистами лесного и сельского хозяйства, биологами, охотоведами  и т.д.;
  •  
  • Трудовая деятельность: благоустройство территории лагеря, работа по уборке  мусора микрорайона  места дислокации  лагеря;
  •  
  • Психическое и  физическое развитие: психологические тренинги, дни здоровья, спортивные  эстафеты, экскурсии, походы.

Работа   школы-лагеря экологического актива состоит из 2-х этапов.
  I этап подготовительный – семинар  учителей экологии, биологии, географии по созданию программы и  плана работы экологического лагеря и  проведению конкурса «Юных экологов». В   период подготовительного этапа проводится реализация общешкольных  проектов по 6-и направлениям: экологическое, природоохранное, творческое, исследовательское,  социально-общественнозначимое, краеведческое.
  II  этап  - основной период  школы-лагеря - проведение  выездной   районной  школы- лагеря  экологического актива в одном из  образовательных учреждений Оричевского района Кировской области. В ходе  профильных смен  подростки расширяют  и углубляют   знания по биологии, географии, экологии; знакомятся с разнообразием  дикорастущих растений, закономерностями их роста и развития; редкими и  исчезающими видами  растений и животных  Красной книги.
  Для  создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой  и друг с другом предлагается проведение имитационной сюжетно – ролевой игры  "Экологическая страна”. В основе сюжета  - организация жизнедеятельности страны со  своей историей, традициями и законами.
  Включение  в игру начинается с общелагерной акции "Создадим Экологическую страну!”.
  Правила игры "Экологическая страна”.
  Действие  игры происходит в стране. Все принимающие участие в игре (в том числе и  взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных  в законах "Экологической страны”. Проект закона обсуждается и принимается на  общем собрании открытым голосованием. Каждый город изображает схему-план своей  территории, выбирает мэра (мэр может выбираться ежедневно, чтобы все жители  города могли побывать в лидером).
  В лагере действует система поощрения:
  1)  Система коллективного поощрения участников лагеря:
  а)  каждый день город зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное  количество – 3 балла – "отлично”, 2 балла – "молодец”, 1 балл – "подтянись”,  которые на кружках разного цвета (город сам выбирает себе цвет) остаются на  карте страны в конце смены;
  б)  на карте каждого города есть дерево достижений его жителей, на котором вначале  смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими жители города будут  награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево  зеленее, красивее и вкуснее.
  2)  Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:
  а)  успешное участие в жизни "Экологической страны” поощряется медалью "Лидер  Экологической страны”;
  б)  особые спортивные достижения подтверждаются грамотой "В здоровом теле -  здоровый дух!”;
  в)  хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук «Экологической  страны».
  Основной период игры  проходит под девизом "Познаем природу!”: постепенное включение жителей страны в  систему мониторинга окружающей среды; создание условий для самореализации и  саморазвития детей. Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители страны  включаются в Вахту Добрых дел – природоохранную и созидательную деятельность в  лагере. Этот период насыщен научными, интеллектуальными и развлекательными  мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами.
  Дети  учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования  и диагностики.

     
  • этап игры посвящен подведению итогов: рефлексия участников  лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы); экологические знания проверяются во  время биржи экологических знаний; исследовательская работа обобщается и  демонстрируется на научно-практической конференции. Работа смены завершается  конкурсом «Юный эколог и лесовод», оглашаются победители в различных  номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое  позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся).

Ежегодно в работе районного  экологического лагеря принимают участие 80 – 120 детей и подростков из 10 школ  Оричевского района.
  Во время работы экологического лагеря  раскрываются творческие способности каждого участника, формируется  профессиональная ориентация в области естественных наук, природопользования и  природоохранной деятельности. Учащиеся образовательных учреждений Оричевского  района,  занимающиеся экологической  исследовательской работой  в профильных  школьных и  районных лагерях, получают  призовые места на олимпиадах по экологии, биологии на районном, региональном и  Всероссийском уровнях.
  Не оставляют равнодушными общелагерные  конкурсы, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми. Всё это создают  ощущение одного большого события, которое превращается в праздник творчества и  таланта, даёт возможность каждому подростку раскрыть себя и прекрасный мир  вокруг.


Категория: Публикации | Добавил: Феникс (20.02.2014)
Просмотров: 714 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оричевский Дом творчества © 2024
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Бесплатный хостинг uCoz