Формирование экологического сознания личности через психологическое сопровождение экологического лагеря Лобастова Вероника Юрьевна психолог МОКУ ДОД Оричевского районного Дома детского творчества п. Оричи Кировской области (83354) 2-12-07 Orichi-dom-tv@yandex.ru В последнее десятилетие в системе образования сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательном процессе – психологическое сопровождение. С 1996 года в Оричевском районе Кировской области проводится районная школа – лагерь экологического актива школьников образовательных учреждений. Продолжительность лагеря – не более 10 дней, за это время детям трудно адаптироваться во временном коллективе сверстников. Основной целью психологического сопровождения является гармоничное развитие личности ребенка в процессе социальной адаптации, социализации в условиях временного детского коллектива. Летний лагерь – это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, оказания полноценной психологической помощи, развития личности в атмосфере свободы выбора деятельности. Исходя из современных условий организации летнего отдыха детей, была разработана целенаправленная программа психолого-педагогического сопровождения лагеря, учитывающая специфику экологического лагеря и возрастные особенности детей. Данная программа, основанная на методологии социально-психологического тренинга, направлена на коррекцию экологического сознания развивающейся личности. Основной целью любых экологических мероприятий, является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда сформировано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению в окружающем мире. В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, экологическая деятельность должна быть осознана. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания» через проведение специально разработанных тренинговых упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное, ценностное отношение личности к миру природы. В программе психологического сопровождения используются методы экологического образования, целью которых является развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, через саморазвитие и развитие межличностных отношений. В программе освещен эколого – психологический тренинг, как один из методов экологической идентификации, направленный на формирование личностной установки на партнерское взаимодействие с живыми существами, коррекцию и развитие отношений участника лагеря к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью), к окружающей социоприродной среде. В работе районного экологического лагеря предусматривается психологический час. План – сетка психологического часа День | Мероприятие | Цель занятия | День 1 Начало пути. Родник Дружбы | Тренинговое занятие «Хоровод дружбы» | Создание в группе атмосферы доброжелательности, развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности, воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду, чувства взаимопомощи | День 2 Остановка Река Знаний | Диагностика психоэмоциональной комфортности Тренинговое занятие «Экологический пост» | Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций, стимулирование способности к самоанализу | День 3 Равнина творчества | Творческая мастерская психологической направ-ленности «Земля Вятская» Проведение групповой профориентационной работы с участниками лагеря | Создание условия для снятия эмоционального напряжения у участников группы посредствам работы с «волшебными красками», развитие умения работать в группе | День 4 Остановка Остров Помощи | Тренинговое занятие «Мир, который меня окружает» Занятие «Мы веселые ребята» | Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, установление доверительных отношений, сплочение коллектива | День 5 Остров Надежды | Тренинговое занятие «В гармонии с природой и самим собой» Аутотренинговое занятие | Создание благоприятной атмосферы в группе, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения | День 6 Остановка Океан дружбы | Игра «Экологические письма» | Создание условий для развития экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами | День 7 Остановка Лес Радости | Тренинговое занятие «До свидания, лагерь» Диагностика психоэмо-циональной комфортности Огонек «Созвездие» | Закрепление межличностных взаимоотношений между детьми, осознание каждым ребенком своих возможностей и перспектив личностного развития |
Эколого-психологический тренинг, используемый в психологическом сопровождении лагеря, помогает сформировать у детей «экологическое чувство», чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок как в будущей социальной деятельности, так и в быту, прививает детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, проведение тренингов имеет заметный оздоровительный эффект, способствует снятию психологической напряжённости, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому, положительный эмоциональный фон занятий помогает снять у детей негативные эмоциональные состояния (тревожность, агрессию, страх). Таким образом, эколого - психологический тренинг является необходимой составляющей мероприятий в экологическом лагере, так как именно упражнения тренинга позволяют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знания, которые были получены детьми в ходе экологических мероприятий. Именно чувственная переработка полученной информации позволяет сформировать новые экологические установки личности. Коллективное выполнение упражнений формирует желание сотрудничать и достигать цели совместными усилиями, учит ребят взаимодействовать друг с другом, что повышает эффективность любой деятельности, в том числе и экологической. В результате психологического сопровождения детей в условиях временного детского коллектива с использование эколого – психологического тренинга происходит: - осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих районный экологический лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами аутотренинговых, релаксационных занятий, игровой терапии;
- развитие у детей осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях лагеря;
- расширение индивидуального экологического пространства, формирование у подростков способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
- формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
- развитие эмпатии к природным объектам, формирование позитивных целей взаимодействия человека и природы;
- развитие саморегуляции и самоконтороля, коммуникативных и творческих способностей детей.
Программа психологического сопровождения районного экологического лагеря имеет социальное значение. От реализации данной программы зависит эффективность экологизации всего образовательного пространства. |