Мамаев Николай Гурьянович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
муниципального казенного учреждения дополнительного образования
Оричевского районного Дома детского творчества
Кировской области
Использование воспитательных технологий
в образовательном процессе дополнительного образования
Воспитание – процесс, который является частью целостного педагогического процесса, объединяющего обучение и воспитание.
Дополнительное образование в настоящее время содействует решению целого спектра воспитательных задач, получению ощутимых результатов в плане личностного развития обучающихся. Участие детей в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где - то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Более 20 лет работаю педагогом дополнительного образования в Оричевском Доме детского творчества, являюсь руководителем объединения «Картинг» спортивно – технической направленности.
Человек не воспитывается по частям и поэтому в основе системы воспитания лежит идея целостности, которая предполагает взаимодействие всех направлений. Обучающийся – цель, результат, объект и субъект воспитательного процесса.
Занятия в объединении «Картинг» - это место, где отсутствует принуждение, где созданы условия для творческой реализации детей всех возрастов от 9 до 18 лет. Учебные группы каждый год набираются разновозрастные, что в воспитательном отношении является весьма эффективным. Старшие ребята - хорошие помощники руководителя объединения. Они помогают младшим, приучают их к порядку и передают традиции объединения, организуют внеурочную деятельность. Мальчишки приобретают навыки руководства и подчинения, у них формируется самостоятельность, творческая инициативность, чувство ответственности, коллективизма. Работа в группе - процесс беспрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения, а последовательно переходит из одной стадии в другую. Таким образом, у воспитанников формируются навыки самоуправления, они накапливают позитивный опыт, необходимый для будущей жизни. Но важен не только труд, но и отношения вокруг него.
В нашем объединении существует многолетняя традиция посвящения в члены клуба «Картингистов». Это мероприятие сопровождается торжественным произнесением клятвы картингистов. Здесь же, на этом празднике посвящения, проводится церемония награждения наиболее результативных воспитанников. Данная организационно-педагогическая форма воспитательной работы позволяет ребятам увидеть конкретные результаты своих учебных занятий, дает возможность осознать то, к чему можно и нужно стремиться в ближайшем будущем.
Большую роль в воспитательном процессе занимают праздники и внеклассные мероприятия. Они позволяют на событийном уровне разнообразить быт объединения, дают возможность обучающимся лучше познакомиться друг с другом, придают динамику развития сложившимся в объединении межличностным отношениям; в одних случаях снимают у детей стресс, напряжение, в других - стимулируют проявление азарта, всплеск положительных эмоций, наконец, дают возможность педагогу сплотить ребят внутри как отдельного объединения, так и всего воспитательного пространства учреждения. Этому способствуют разные формы досуга: общие праздники, шоу-программы, экскурсии, а так же игровые и состязательные формы досуга. Любимые мероприятия у детей – Новогодний праздник, конкурсные программы «Звёздные войны», «А ну-ка, мальчики!», «Дачное сражение», интеллектуальные игры «Миллионер», «Поле чудес» и другие, а так же внутрикружковые и районные соревнования по картингу, дни здоровья, соревнования Крутые парни, посвященные Дню защитника отечества. Ребята объединения традиционно занимают на этих мероприятиях призовые места.
Большое воспитательное значение приобретает метод совместного группового творчества - деятельность, занимаясь которой ребята в течение продолжительного времени восстанавливают технику, готовят ее к заездам на картодроме, соревнованиям. Именно здесь фактически, на деле проверяется и подвергается диагностике реальный уровень осведомленности детей, их настойчивость, их интерес к делу. Ребята при этом осваивают социально - коммуникативные роли творцов, реконструкторов и восстановителей техники. Ресурсом, стимулирующим успех ребенка, здесь часто служит положительный отзыв авторитетного знатока, опытного специалиста – педагога. Часто мастерскую посещают и уже взрослые мужчины, увлеченные картингом с детских лет, мужчины с ярко выраженными волевыми качествами личности и умелыми руками. Совместный труд взрослых и детей помогает лучше раскрыть способности каждого воспитанника.
Работать с мальчишками сложно, но интересно. В последние 7 лет примерно 65 % состава моих объединений - это дети из неполных или неблагополучных семей, опекаемые, есть дети - сироты и дети, состоящие на учете в полиции и внутришкольном контроле. И если в начале года состоящих на учете приходит 7 - 9 человек, то к середине года, как правило, 6-7 уже снимают с учета. Чаще всего, такие ребята занимаются в кружке и после завершения учебной программы, достигая достаточно высоких результатов на соревнованиях, становясь наставниками младших учащихся.
Занимаясь в объединении «Картинг», выросло не одно поколение выпускников, которые связали свою профессиональную деятельность с техникой: стали профессиональными водителями, механиками, автослесарями.
|